Интервью с фотографом Ильей Михеевым. Свадебный фотограф в Санкт-Петербурге Илья Михеев

Интервью с фотографом Ильей Михеевым

Интервьюер: Анна Жеребцова

апрель, 2021

Расскажи, пожалуйста, немного о себе? 

— Меня зовут Илья Михеев, мне 26 лет, родом я из города Ярославль, в 2013 переехал жить и учиться в город Санкт-Петербург, на отлично сдал диплом, и получил специальность руководитель студией кино-фото и видео творчества. Сейчас я практикующий фотограф, снимаю в таких жанрах, как портрет, репортаж, свадебная фотография и мобильная фотография. Активно занимаюсь педагогической деятельностью, являюсь педагогом центра дополнительного образования детей «Лахта-полис» Санкт-Петербурга и фотошколы Polygon photoschool. Мне нравится делиться своим опытом, поэтому я не упускаю возможности проводить различные мастер-классы и workshop. Сейчас я маленькими шагами знакомлюсь с плёночной фотографией, экспериментирую со своим zenit et. Очень люблю изучать биографию знаковых фотографов, таких как Сол Лейтер, Питер Линдберг, Роберт Капа и многих других. Эти истории вдохновляют меня на работу, дают глоток воздуха, когда кажется, что все лимиты исчерпаны.

Выдели основные этапы развития и становления тебя, как фотографа. Какой из них был переломным? 

— Первый этапом было мое первое знакомство с фотоаппаратом. Было это, наверно, когда я был в классе 6-7. На день рождения мой дядя с тетей подарили мне цифровой фотоаппарат. С чем это было связано, до сих пор не известно, так как вроде я не проявлял интереса к этому виду искусства, но факт остаётся фактом. У мен появился фотоаппарат, следовательно, я начал на него снимать! Это было все подряд, цветочки на клумбе, небо голубое, все дни рождения родственников были запечатлены на мой новый фотоаппарат. Но одним зимним днём я осознанно поехал в центр города снимать зимние пейзажи. В тот момент я не знал правил композиции, я не знал как настройки камеры влияют на изображение. Я просто брал и снимал то, что считал нужным. Тогда я сделал целую серию кадров с церквями, ротондой на набережной, саму набережную. Было очень красиво, было много снега, поэтому кадры получились по-настоящему зимними. Я был доволен результатом. Кстати, одну из этих фотографий мы с классной руководительницей даже отправили на школьный конкурс фотографий, после чего этот снимок она оставила себе и он до сих пор стоит на полках книг в школьном классе, где я учился. 

Вторым этапом, наверно стало мое поступление в Санкт-Петербургский государственный университет культуры. Изначально я поступил на режиссёра кино и телевидения, но через два года обучения мне пришлось резко сменить специальность с режиссуры на фотографию. Это был переломный момент в моей жизни. Мне пришлось перейти с очной Формы обучения на заочную, поэтому режиссуру я сменил на фотографию. Я мог бы продолжить учиться на режиссёра, но в тот момент мне показалось, что фотография привлекает меня больше, хотя теоретически и практически я был больше подкован в кинопроизводстве. Но я твёрдо решил, что буду фотографировать. Так как я перевёлся на второй курс фотографии, мои новые одногруппники были на несколько шагов впереди, они уже прослушали весь базовый курс и уже во всю практиковались, выполняли задания и более профильно изучали предметы. За один месяц мне пришлось выполнить все задания, которые они делали в течение года. И я со своими минимальными знаниями сделал это, может не так хорошо, как надо было бы, но точно не хуже всех. В тот момент я ещё не до конца осознавал, что фотография станет делом моей жизни, тогда мне важно было получить образование, поэтому фотографировал я в основном только то что задавали, ну ещё и иногда друзей. Ни о каких тогда ещё творческих проектах не было и речи. Все в рамках обучения. Так как обучение у меня было заочное — у меня была возможность работать и работу я выбрал не в Санкт-Петербурге, а на юге нашей страны — Сочи. Это был образовательный центр Сириус. На протяжении 3 лет я работал и жил там, периодически приезжая в Питер на сессии. В Сириусе я был руководителем фотоклуба «Prофото». Именно там началась моя преподавательская деятельность. Два с половиной года я учил детей фотографировать, совместно мы сделали ни один творческий проект, организовали ни одну выставку и даже создавали свои фотооткрытки, которые отправляли родным и близким. Это был уникальный и новый опыт для меня. Преподавая я узнавал что-то новое, так как готовясь к занятиям я изучал новые темы, новые приемы съёмок, которые применял на практике, знакомился с работами великих фотографов. С преподаванием мой взгляд на фотографию кардинально изменился, я начал более подробно изучать это искусство. 

Вернувшись после Сочи обратно в Петербург и защитив свою дипломную работу, которая была тесно связана с Сириусом (это серия документальных портретов «Одаренные») я начал снимать больше и качественнее. Помимо портретов, я увлёкся свадебной фотографией и съёмкой городской архитектуры на мобильный телефон. Я начал следить за тенденциями современной фотографии, за ее яркими представителями. И сейчас все своё время я отдаю съемкам, это могут быть творческие проекты или наоборот коммерческие. Часто я снимаю для себя, то что мне нравится и хочется. Мне это приносит удовольствие и я получаю огромный заряд, когда вижу, что мои работы с каждым годом становятся лучше.

Кто или что тебя вдохновляет и почему? 

— Вдохновить меня может все что угодно. Это может быть прослушивание моей любимой песни, новая прочитанная книга, кадр из фильма, это может быть прогулка по Петербургу, встреча с друзьями. А все это вдохновляет почему? Потому что это дарит мне эмоции, которые хочется пережить ещё раз. А как можно пережить эмоции? Либо повторить то что их вызвало либо как-то выразить их. Я выражаю своими эмоции через фотографии. Ещё меня вдохновляют истории известных людей, которые добиваются успеха, благодаря своему таланту и упорству. Это пример того, что мы не рождаемся одарёнными, мы ими становимся, благодаря работе над собой.

Выдели три цитаты (девиза, лозунга), которые характеризуют тебя, относятся твоей жизни? 

— 1. «Тише едешь — дальше будешь». Не люблю суету, всё пытаюсь делать по мере необходимости, никогда не ставлю количество над качеством. Если говорить в плане работы, то я лучше сделаю 1 идеальную фотографию, чем 100 обычных. 

2. «Never give up» В один из своих творческих кризисов именно эту фразу я набил татуировкой на своей правой руке и теперь, когда я хочу сдаться я всегда вижу это напоминание. 

3. «Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры… они сделаны глазом, сердцем и головой» — Анри Картье-Брессон. Пожалуй одна из моих любимых цитат о фотографии. Зачастую мы забываем, что не фотоаппарат делает снимок, а человек. И все то что он в него вкладывает, то и чувствует зритель при просмотре того или иного снимка. Нужно вкладывать душу в фотографию, а не деньги в камеру. Очень важно в начале своего пути научиться видеть глазами и сердцем, тогда будет совершенно не важно снято это было на телефон или дорогой фотоаппарат.

Расскажи, пожалуйста, про свою работу, которая выставлялась в Русском музее? 

— В 2019 году в Санкт-Петербурге, а если точнее в Государственном Русском музее проходил 5 фотобиеннале современной фотографии. И мне посчастливилось стать его участником с работой из фотосерии «Морская болезнь», которую я снял пока жил в Сочи на берегу чёрного моря. На участие в биеннале можно было отправить всего 3 фотоработы, я отправил три работы из серии. Эксперты из трех снимков выделили один кадр, где женщина сидит одна на скамейке напротив моря и смотрит в даль морской тиши. Сам снимок был сделан мной на iPhone 4s, когда я гулял по набережной вдоль моря. Была весна, туристов было ещё не так много. И проходя мимо одного отступа от набережной я заметил, как на скамейке сидит женщина и смотрит на море. Я достал телефон и сделал кадр. Он получился максимально простым, я даже бы сказал минималистичным, но таким глубоким по смыслу, что именно с этого кадра началась вся фотосерия «Морская болезнь». Эта фотография до сих пор является одной из моих любимых. После биеннале по выставке проходила комиссия из представителей Русского музея, и отбирали работы к себе в фонд и мою работу выделили и поэтому права на этот снимок так же принадлежат музеи и являются их экспонатом.

Как ты видишь свою жизнь через 10 лет? 

— Через 10 лет, как мне кажется, я продолжу снимать портреты и свадьбы, выйду на новый уровень съёмок, буду больше времени уделять на творческие съемки, возможно мой стиль станет более явным и узнаваемым. Я буду продолжать преподавательскую деятельность и к этому времени планирую преподавать уже более осознанно, возможно в профессиональном колледже или даже в сфере высшего образования. Сейчас я уверен, что я нахожусь на правильном пути, а куда этот путь приведёт зависит только от меня.

БЛОГ